ул. Новомосковская, д. 1ж
Бенсер
Первая лаборатория
электроники Мерседес
Заказать звонок
Меню

Главная Главная Компания Компания Услуги Услуги Каталог Каталог Помощь Помощь Акции Акции Контакты Контакты

Ремонт приборной панели Volvo FH12 2005-2008 года

20 мая 2022

Ремонт приборной панели Volvo FH12 2005-2008 года

Семейство крупнотоннажных грузовых автомобилей FH, выпускаемое шведской компанией Volvo Trucks Corporation, имеет большую линейку моделей, в которой встречаются и редкие модификации такие, как четырехосный эвакуатор и тяжелый грузовик с колесной формулой 10х6. Наиболее массовыми представителями семейства являются «труженики дорог» — магистральные седельные тягачи. Аббревиатура FH означает Forward control High entry, что может быть переведено как «Бескапотный с высокой кабиной». Все машины оснащены дизельными двигателями. Цифры (12, 13, 16, 500) соответствуют модификациям.


Тягачи «Вольво FH» разделяются на три поколения: I (1993 – 2002), II (2002 – 2013) и III (2012 – 2022), в каждом из которых присутствуют различные модификации. Производитель стремится к непрерывному усовершенствованию, но разброс параметров усложнил эксплуатацию автомобилей. Только в одном втором поколении модели FH12 и FH16 имеют множество типов приборных панелей с разной «начинкой». Все они достаточно сложны, каждая отличается спецификой неисправностей. Непрофессиональное вмешательство, как правило, лишь усугубляет дефект. Вследствие этого на рынке б/у запчастей образовался дефицит приборных панелей, их стоимость весьма велика.


В этой статье мы рассмотрим ряд вопросов, касающихся неисправностей и ремонта приборных панелей семейства FH.


Виды приборных панелей на Вольво ФШ-12 и их функционал

В зависимости от года выпуска и комплектации автомобиля, модификация панели приборов, ее конфигурация, состав элементов и номера деталей отличаются друг от друга.


Первое поколение тягачей FH (1993 – 2002) имело простые, интуитивно понятные панели. Основные приборы: тахометр (оцифрованный в rpmx100) и спидометр — были стрелочными, имели большие циферблаты и располагались рядом в середине панели. Второстепенные приборы: указатели температуры охлаждающей жидкости, давления масла, уровня топлива, давления воздуха в тормозных системах и пр. — также были стрелочными, имели меньший размер циферблатов и размещались в ячейках слева и справа от основных.


Фотография показывает, насколько просто было ориентироваться в этих приборах:




Панель приборов FH12 первого поколения: давление воздуха в тормозных системах (передней и задней) отображалось парой манометров прямого действия (внизу справа)




Приборная панель самого первого образца: механическая, с минимумом индикаторов



Второе поколение тягачей FH (2002 – 2013) существенно различалось по типам приборных панелей. Условно их можно разделить на три основные модификации:

  • панель с манометрами прямого действия;
  • панель с электронно-механическими манометрами;
  • панель с указателем AdBlue.

Приборная панель первого образца

Манометры прямого действия являются чисто механическими, отображают давление путем непосредственной врезки в воздушную магистраль. Связь с тормозными системами автомобиля обеспечивается шлангами, присоединяемыми к штуцерам на обратной стороне панели приборов.

Конструктивно такое решение сходно с классическим спидометром автомобиля ХХ века, который соединен гибким тросом с зубчатым приводом на вторичном валу КПП. 



Обратная сторона панели приборов FH12 первого образца: видны шланги, подключенные к манометрам прямого действия


Приборная панель второго образца

Все стрелочные приборы этой панели являются электронно-механическими. 

Манометры получают информацию от датчиков давления, установленных в тормозных контурах. Необходимость в штуцерах отпала, панель подключается при помощи разъемов.

Эта модификация является прогрессивной, поскольку в ней отсутствуют механические связи. Однако она не соответствует стандарту Euro5: не поддерживает систему AdBlue.




Приборная панель FH13 с электронно-механическими приборами и многофункциональным подсвеченным ЖК-дисплеем


Приборная панель третьего образца

Экологический стандарт Euro5 для дизельных двигателей предписывает использование жидкого реагента AdBlue (водного раствора мочевины),который впрыскивается специальной форсункой в поток отработавших газов и после химических реакций снижает содержание оксидов азота. Расход составляет 5-6% от расхода дизельного топлива. При выходе системы из строя (или исчерпании реагента) ЭБУ блокирует запуск двигателя, считая его недостаточно экологичным. 

Заливная горловина AdBlue, в зависимости от автомобиля, может открываться рядом с топливной, под капотом, в багажнике, под рамой и пр. Крышка ее всегда окрашена в голубой цвет.

Для контроля за уровнем AdBlue на панелях приборов современных дизельных автомобилей предусмотрен соответствующий указатель. Он идентичен указателю уровня топлива, только значок бензоколонки голубой.



Приборная панель FH12 с указателем уровня AdBlue — с правой стороны, над датчиком давления воздуха в тормозной системе


С прекращением работ над II поколением тягачей семейства FH закончилось и усовершенствование приборных панелей. Смена поколения означила совершенно иную модификацию панели.


Второе поколение тягачей FH (2013 – 2022) представило новейшую версию с многофункциональной, полностью цифровой панелью приборов.

Основные приборы: спидометр и тахометр — традиционно расположены по центру приборной панели. Второстепенные приборы находятся по бокам от основных на мультимедийных экранах, информация которых расположена в порядке важности. Контрольные лампы и индикаторы собраны внутри шкалы спидометра и находятся перед глазами водителя.

Все шкалы: как стрелочные у основных приборов, так и ленточные у вспомогательных — эмулированы программными средствами, приборная панель не содержит ни одного электромеханического компонента.

Это повышает надежность и сокращает время отклика.





Приборная панель нового образца с эмуляцией приборов и указателей


Функционал современной приборной панели не ограничивается односторонней индикацией состояния автомобиля. Она берет на себя часть функций ЭБУ, служит своего рода коммуникационным шлюзом: отвечает за синхронизацию данных на различных блоках управления,  передачу диагностической информации между модулями, достоверное и своевременное оповещение водителя.

К диагностическим данным, помимо других параметров, относятся: 


  • коды неисправностей; 

  • количественная информация о скорости и числе оборотов двигателя; 

  • количественная информация о температуре охлаждающей жидкости, давлении масла и воздуха, наполненности баков;

  • качественная информация о тех или иных состояниях систем, отображаемая индикаторами.


Как подобрать приборную панель на «Вольво FH12»


Как и все прочие запасные части, новая панель приборов выбирается из списка замен по VIN-номеру автомобиля или подбирается непосредственно по серийному номеру имевшейся. 

Серийный номер, как правило, расположен на задней крышке приборной панели, но иногда находится и в другом месте — например, с тыльной стороны.



На всех приборных панелях есть наклейки с кодами: два первых номера основные, ниже приведены прочие характеристики


На первый взгляд все приборные панели тягачей FH кажутся одинаковыми. Но если посмотреть внимательно, можно заметить отличия. Сравните две панели на следующей фотографии.

(Питание отключено, эмулированные стрелки не горят, видны лишь шкалы, нанесенные на лицевую сторону.)

Вы увидите, что приборы справа вверху — разные:



На левой панели — указатель уровня AdBlue, на правой указатель давления воздуха в первой (передней) тормозной системе


Панель, по сути, является микропроцессором, который управляет размещенными на ней приборами. Если приборы разные, то и процессоры тоже разные, панели не взаимозаменяемы.

При подборе панели приходится также учитывать дизайн рамки, год выпуска, комплектацию автомобиля.


Основные неисправности приборных панелей тягачей FH12


Панель приборов может работать некорректно из-за неисправностей датчиков в системе автомобиля. Но чаще корень проблемы находится не в них, а в самой панели. Также бывает, что неисправный датчик выводит панель из строя. Сбои в работе случаются у любых приборных панелей: как у электронно-механических, так и у цифровых.

Нередко отказывает спидометр: стрелка перестает отображать правильную скорость, периодически «притормаживает».

Панель III поколения компилирует показания различных датчиков. Например, спидометр получает данные и по CAN-шине (Controller Area Network) и непосредственно от штатного датчика. Замыкания или обрывы проводки, неисправность датчиков, сбои программного обеспечения вызывают искажение информации на шкале.

На неисправной панели приборов непроизвольно загораются различные индикаторы, не отображается вся информация на дисплее.





Дефекты дисплея приборной панели Volvo


Сбой индикаторов и дисплея (электронно-механическая панель приборов)



Водители отмечают и другие симптомы неисправностей приборных панелей:

  • панель не включается;

  • подсветка мерцает или ее нет;

  • не работают зеленые индикаторы;

  • не работают звуковые предупреждения;

  • стрелки приборов занимают неопределенное положение;

  • периодически появляется и исчезает «ошибка канала передачи данных»;

  • ложно включается аварийный зуммер давления воздуха в тормозных системах.



Перестала работать панель приборов Вольво FH12 FH16 FM12

  

Неисправная приборная панель FH12 может выглядеть и так


Поскольку природа дефектов различна, при возникновении подобных симптомов нужен профессиональный ремонт.


Демонтаж приборной панели


Некоторые автовладельцы предпочитают ремонтировать свою приборную панель самостоятельно или обращаются к мастерам неспециализированного сервиса. Попытка устранить дефект без выяснения первопричин приводит к плачевным последствиям. После неквалифицированного вмешательства сложная электронная техника, как правило, становится неремонтопригодной, ее остается лишь выбросить.

Столь же опасна эксплуатация панели, в которой начались сбои после ремонта якобы “электронщика”. Накопление ошибок может в конце концов необратимо повредить микропроцессор. Кроме того, сорокатонный тягач с неработающими приборами опасен сам по себе.

Если панель, проявившую признаки некорректной работы, сразу демонтировать и, не предпринимая попыток ремонта, передать нам, то в 99 случаях из 100 мы ее отремонтируем. Вы можете сами снять приборную панель и прислать в нашу лабораторию.

Для демонтажа панели нужно взять ключ стандарта Torx («звездочка») и следовать пошаговой инструкции:


  1. Опустите рулевую колонку в крайнее нижнее положение.

  2. Отверните болты, расположенные справа и слева на приборной панели.

  3. Отверните два болта с крышки ручного тормоза (с справой стороны от панели), отверните с ручного тормоза упор.

  4. Отверните два болта в левой части приборной панели и удалите главный переключатель света, чтобы обеспечить доступ к креплению приборной панели.

  5. Отверните четыре болта и удалите верхний декоративный элемент.

  6. Извлеките панель из рамки.

  7. Отсоедините пучок проводов, выходящий из торпедо, откусите стяжки, которые крепят жгуты к корпусу панели, нажмите на фискаторы разъемов и вытащите их из панели.


Разъемы (голубой и 2 зеленых), которыми панель приборов присоединяется к автомобильной сети



(ВНИМАНИЕ! На снимке пучок проводов обрезан в демонстрационных целях! При демонтаже приборной панели ничего резать не нужно, требуется лишь отсоединить разъемы!)



Какая панель приборов лучше: новая или бывшая в употреблении?


Новую приборную панель для FH12 можно заказать у официального дилера «Вольво». Она будет стоить от 130 000 рублей. Конечная цена зависит от курса евро, так как микропроцессор производится из деталей производства ФРГ. 

Бывшая в употреблении обойдется существенно дешевле. 

Но в любом случае нет никаких гарантий, что установленная на место, «чужая» панель приборов будет функционировать правильно. 

Для столь сложного электронного прибора — даже нового и заказанного по VIN-коду! — может потребоваться привязка под конкретный автомобиль, кодировка или перепрограммирование, прошивка языка.

Замена неисправной панели приборов не обходится без помощи специалистов. Рекомендуем обратиться к нам и получить квалифицированный ответ на вопрос, что лучше делать: покупать новую панель, искать на авторазборах или ремонтировать старую.


Как мы ремонтируем панели приборов


Вариантов неисправностей электронного прибора очень много. Он может давать утечку тока, образовывать вторичные цепи, вызывать короткое замыкание в сети и т. д. В результате возникают не только проблемы самой панели приборов (ошибочность отображаемой информации, отсутствие подсветки, провалы дисплея и прочее), но и сбои в работе других систем автомобиля.

Например, в некоторых случаях из-за некорректной работы спидометра и тахометра тягач не может ехать до полного прогрева кабины: двигатель устойчиво работает только на определенных оборотах, а при попытке воздействовать на акселератор глохнет.

Наши специалисты выявят все неприятные мелочи, диагностируют и сделают выводы.



Ремонт приборных панелей «Вольво FH12» (а также панелей и ЭБУ других грузовых автомобилей) выполняется на специально разработанном стенде. Любая плата сначала проверяется, затем определяется ее неисправность. 



Ремонт панели приборов Вольво в лаборатории автоэлектроники Бенсер

   Перед ремонтом панели приборов проходят параметрическое тестирование на стенде, проводятся тесты дисплея и стрелочных приборов


К нам регулярно привозят приборные панели Вольво с критическими неисправностями после неквалифицированного ремонта. Большую часть блоков уже не восстановить. Так выглядит возгорание платы после попыток её пропаять кустарным методом:


Возгорание платы по причине неквалифицированного ремонта панели Volvo FH


Примеров, когда приборные панели не подлежат восстановлению после гаражных попыток ремонта очень много. Но к сожалению, они повторяются. Будьте внимательны, не доверяйте первым попавшимся объявлениям, которые обещают восстановить "всё и недорого". Результаты таких работ мы встречаем, когда к нам привозят уже вышедшие из строя панели Вольво.


Ошибки ремонта панели приборов Volvo FH Ошибки ремонта приборной панели Вольво FH


Если прибор не подвергался неквалифицированному вмешательству по советам интернет-форумов, его удается восстановить. В противном случае мы рассмотрим варианты замены на панель, бывшую в употреблении.

Наши специалисты работают не только грамотно, но и быстро. Мы не оставим вас на неделю без рабочей машины. Приборную панель тягача FH12 мы отремонтируем в течение суток. На выполненную работу предоставляется гарантия от 6 месяцев. 

По любым вопросам, связанным с ремонтов или заменой панели приборов, звоните нам или пишите по контактным адресам.


Обращайтесь к профессионалам!




Назад к списку