ул. Новомосковская, д. 1
Бенсер
Первая лаборатория
электроники Мерседес
Заказать звонок
Меню

Главная Главная Компания Компания Услуги Услуги Каталог Каталог Помощь Помощь Акции Акции Контакты Контакты

Неисправности ЭБУ автомобиля. Последствия непрофессионально ремонта

Неисправности ЭБУ автомобиля. Последствия непрофессионально ремонта






   Наши клиенты часто спрашивают: «Что сломалось в моём блоке управления? Какая была неисправность?» На этот вопрос не всегда можно ответить однозначно, так как дефект является совокупным, и часто выходит из строя не один элемент, а несколько узлов системы. Отдельный вопрос это "кустарный" ремонт ЭБУ и вмешательство в электронику в СТО, порой достаточно просто вскрыть блок управления и он станет неработоспособным, при чем результат вообще не зависит от того аккуратно это было сделано или нет. 

   Больше половины обращений к нам это просьбы восстановления блоков после неудачного вмешательства, перепрошивок и чип-тюнинга! Мы стараемся не браться за такие блоки т.к. стоимость ремонт приближается к цене нового блока, и повторные отказы таких ЭБУ так же не редкость. Мы бы условно разделили дефекты на два типа: возникшие естественным образом в автомобиле и привнесённые кем-то при проверке, диагностике или попытке ремонта.

    Условно штатные неисправности возникают либо самопроизвольно, либо по причине какой-то неисправности во внешних узлах, например, замыкании проводки или неисправности какого-либо датчика, или исполнительного механизма. Эти неисправности мы устраняем, ремонтируем, а внешние неисправности вызывают повреждения в блоке управления, тогда выходит из строя программа, элементная база, какие-то соединительные цепи. Такие дефекты в большинстве случаев можно исправить.

    Привнесённые неисправности появляются тогда, когда появляется дефект, и электрики начинают «прозванивать» блок, пытаются чинить, вскрывать, паять, соединять, отсоединять разъёмы, забывают при этом отключить массу, либо подают 12V питания туда, где должна быть низкая логическая цепь, из-за чего в блоке управления возникают дефекты, несвойственные данному блоку и найти их гораздо сложнее. 

    Ещё хуже, когда какой-то внешний простой дефект был неправильно устранён, например, обыкновенный транзистор, сломавшийся в блоке управления, был заменён на аналог, неподходящий по типу, мощности, используемому напряжению, току, внутреннему сопротивлению и другим параметрам. Из-за чего при установке на машину система может работать, но, например, перегреваться. И в один прекрасный момент произойдёт её выход из строя, но выгорит уже не отдельный транзистор, а кусок платы, процессор, который управляет этим транзистором, либо из-за перегрева платы происходит замыкание по другим цепям, тогда блок сгорает полноценно и восстановить его уже не представляется возможным. Для поиска например таких расслоений в SMD элементах как на фото ниже,  уходят месяцы, снимок с установки рентгеноконтроля. 

Дефекты элементов в ЭБУ автомобиля возникшие в процессе монтажа - х150 Рентенография.JPG

    Данный тип дефектов связан с элементной базой, но современные блоки управления достаточно сложны по конфигурации и такие дефекты визуально увидеть невозможно пусть даже под микроскопом, как надеются клиенты.



Прошли те времена, когда можно было вскрыть блок управления и визуально обнаружить неисправный элемент. Сейчас конструкция такова, что в «дым» блоки практически не выгорают.

  Вся электроника – это наука о контактах и, как правило, все дефекты, связаны с отсутствием контакта, где он должен быть, либо наличием контакта где его не должно быть. Но это то может быть например токоведущая дорожка толщиной в несколько микрометров внутри микросхемы. Или оплавившийся микротранзистор внутри процессора. Либо – один из миллиона перегретых p-n переходов внутри центрального процессора, а также – обрыв токоведущей дорожки в плате, многослойность которой достигает на сегодня 32 слоёв. Если раньше платы были двусторонние, на них были дорожки с одной и другой стороны, то сейчас все платы имеют многослойную структуру и в блоках управления встречаются платы, которые имеют в своём составе 32 токоведущих слоя. Найти неисправность, связанную с отсутствием контактов в плате можно лишь имея большой опыт, либо с помощью рентген установки. На данном рентгеновском снимке видно отслоение контакта внутри переходного отверстия платы

Дефекты металлизации переходных отверстий одна из наиболее вероятных причин отказов электронных приборов.JPG 

    Отдельным пунктом можно выделить дефекты, возникающие в процессе пайки. В электронике существуют отдельные стандарты ассоциации Connecting Electronics Industries,, которые описывают возможные дефекты при монтаже электронных компонентов, дефекты, именно связанные с монтажом (их насчитывается порядка сотни), к сожалению реальность такова, что большинство мастеров даже и представления об этом не имеют. Это различные непропаи, холодные пайки, перегревы элементов, неправильная установка, неправильно подобранные тепловые режимы, не так изготовленная печатная плата, проблемы с пайкой bga-микросхем, которые располагаются на шариках и различные геометрические искажения их вызывают неконтакт, либо сплавление соседних ножек, которое можно проверить только дорогими установками визуального контроля или оптоволоконной оптической инспекцией. На данных снимках в гамма диапазоне видны пустоты и дефекты пайки

Неконтакт в шариках припоя дефекты ЭБУ которые не возможно учесть при ремонте на коленках.JPG

 


    Дефекты пайки так же включают в себя сотни нюансов не соблюдая которые вашей электронике не прослужить долго, пример некоторых из них:

  • неправильно подобранные флюсы, которыми выполняется монтаж,

  • различные окисления и хим коррозия, 

  • несовместимые припои в блоке и у специалиста, 

  • просчёты с температурным режимом, 

  • работы не только паяльников, но и паяльных станций поверхностного монтажа или установок оплавления припоя, 

  • избыток, недостаток припоя, 

  • остатки мелкодисперсных остатков припоя на плате, 

  • не до конца обезвреженный флюс, 

  • электрохимические повреждения платы растворителями, омывателями и флюсами, 

  • механические повреждения платы,

  • не рассчитанная вибрационная нагрузка, 

  • неправильно выбранный температурный режим эксплуатации, 

  • использование герметиков и материалов с разным коэффициентом температурных расширений,

  • старение изолирующих материалов 

и самое важное, что таких нюансов еще сотни.Тесты паяльной пасты, которые проводится при выборе материалов для ремонта ЭБУ, мало кто проводит - флюсы и пасты покупаются наобум в радиомагазине, где в принципе нет нужного ассортимента, отсюда и результат. 


Тестирование паст для ремонта ЭБУ по стандарту.JPG



  Эти и многие другие дефекты возникают не только при производстве, но и при ремонте, о чём даже не догадываются гаражные мастера, выполняющие ремонт на коленках.

Коробление подложкв Flip Chip ЭБУ в процессе изготовления и пайки.JPG

    Отдельную часть в дефектах электроники занимают программные дефекты. Начиная с 1990-х годов и по настоящее время устройства хранения данных в блоках управления постоянно эволюционируют, но надёжность данных не улучшилась. Если в 1990-е года микросхемы с ультрафиолетовым стиранием боялись воздействия солнечных лучей и были неустойчивы к статическим повреждениям, но содержали в своём составе меньше памяти, то современные микропроцессорные системы, имея больший объём памяти, имеют большее количество микротранзисторов, которые вызывают битые ячейки и повреждения памяти. В связи с этим существует отдельный алгоритм восстановления и перезаписи этой памяти.


    Отдельное «спасибо» компании Моторола за массовые программные дефекты. Чипы производства этой компании сделаны таким образом, что через определённое время они начинают выдавать недостоверные данные.

     Микроконтроллеры, процессоры и память производства Моторолы, скорее всего, имеют заложенный алгоритм старения. Тогда данные начинают теряться и не считываются некоторые сектора. Программные дефекты возникают во флеш-памяти, оперативной памяти, внутри памяти процессоров, памяти данных EEPROM, постоянно перезаписываемой и перепрограммируемой. 

     На сегодняшний день используются микросхемы, конфигурация которых программируется под определённые нужды. Их память также имеет свойство выходить из строя. Помимо этого, многие блоки управления защищены специальными программными алгоритмами, которые не позволяют просто так получить доступ к блоку управления и перенести данные в другой блок. Это называется проверка контрольных сумм, исходя из этого, система ещё более усложняется и при любых программных сбоях, когда старые блоки управления могли работать, новая электроника сразу же выдаёт ошибку, потому что значение рассчитанное по криптомаске не совпадает с заданным.


    Привнесённые дефекты

    Они наиболее сложно устранимы, выявляемы и наиболее разнообразны по своим проявлениям. К ним относятся:

    а) Механические дефекты – Элементарные повреждения нежной электроники, особенно бескорпусной, которая применяется уже во многих блоках управления.

    б) Электрические повреждения – Когда замыкания или несоблюдение требований монтажа вызывают электрические неисправности.

    в) Статические повреждения – Когда вы встаёте со стула в шерстяном свитере, у вас на руках возникает потенциал порядка 20 000V. При прикосновении к чувствительным элементам схемы, статическое электричество вызывает пробой как токоведущих частей, так и диэлектриков.

    г) Привнесённые программные ошибки – На рынке существует масса китайского оборудования и устройств диагностики, которые через obd-разъем, то есть, последовательный интерфейс, могут перезаписать, практически, мегабайт памяти в блоке управления, и чтобы при этом не возникло никакого сбоя, должны соблюдаться десятки параметров. Как правило, оригинальные программаторы стоят дорого, работать с ними допускается только в специально оборудованных местах и должен быть человек, который понимает, что делает.   



   Реальность же такова, что в автосервисах оборудование приобретается самое дешёвое, которое уже изначально работает нестабильно, дорогое не окупается т.к. это непрофильная загрузка.

    К этому добавляются абсолютно необорудованные места и отсутствие опыта и понимания у мастеров о том, что они делают. Исходя из этого, при программных операциях возникают сбои в перезаписи абсолютно недостоверных данных, из-за чего потом невозможно разобраться, где исходные данные, где перезаписанные, а где привнесённые.


    Привнесённые механические, электрические и статические дефекты, а в ряде случаев и программные, могут проявлять себя не сразу. В этом основная проблема таких дефектов. То есть, мастер в автосервисе, открыв блок управления монтировкой и собрав его назад, по его мнению, не привносит никаких дефектов туда, машина заводится, всё так же работает.  Но, на самом деле, к примеру, произошли повреждения платы или появились микротрещины пайки. В результате чего через пару недель машина перестаёт заводиться. Либо появились проблемы с герметизацией блока управления, туда попадает вода или скапливается конденсат, и через месяц мы получаем полностью вышедшую из строя систему. На фото ниже различные рабочие места ремонтников электроники, и "В чем же разница спросите вы"? . На одном столе специально подобранное оборудование за 3млн.руб, на другом его стоимость едва доходит до 100$, результат соответсвующий


Профессиональное рабочее место ремонта эбу.jpg    Ремонт ЭБУ в ремонте мобильников плохо кончается


    То же самое касается статических повреждений. Если было воздействие на элементы, подверженные статике, дефект может проявляться не сразу. Внутри микросхем возникают микроперегревы, которые проявляют себя на пиковых режимах работы электроники, а не сразу, в момент получения этого статического повреждения. То есть, человек может открыть блок, посмотреть его, закрыть, и всё будет работать. Но через короткое время (от двух недель до 4-х месяцев) этот блок выйдет из строя. Данные исследования описаны в стандартах, но большинство мастеров не имеют о них никакого представления.

    Привнесённые программные дефекты проявляют себя как ограниченное число циклов срабатывания. Например, отдельные умельцы при записи ключей на Мерседес умудрялись записать их на ограниченное количество циклов. То есть, через определённое количество включений/выключений зажигания ключ переставал опознаваться машиной. Примерно так проявляет себя привнесённый программный дефект.

    Когда начинающий мастер всё записал, всё сделал, всё работает, взял с вас мало денег, а вы рады и счастливы, то через какое-то время всё перестанет работать. В итоге разбираться, что именно стало причиной поломки уже очень проблематично. Выявляются такие повреждения достаточно долго и дорого. Это не значит, что они не возникают у профессиональных мастеров, просто их в десятки раз меньше.






    Общий итог таков, что электроника – это сложная технологическая отрасль, где на конечный результат влияют сотни факторов, которые невозможно предусмотреть, не имея опыта и требуемого оборудования.

    В стандартах  ГОСТ, Association Connecting Electronics Industries, JEDEC есть руководство по ремонту и доработке печатных узлов, по критериям приёмки печатных плат, по методам оценки паяемости. Таких стандартов существует порядка нескольких сотен («Паяльные пасты. Технические условия», «Требования к пайке соединений в электрических и электронных блоках», «Испытания на паяемость печатных плат», «Требования к флюсам для пайки», «Требования, предъявляемые к припоям», «Инструкция по очистке до и после нанесения припоя с помощью трафарета», «Методы пайки» и т.д.).  От технологии производства зависят и дефекты возникающие после изготовления ЭБУ,  на рисунке ниже пример описания технологии

Стандарты на типы соединений и ремонт эбу автомобиля по ним.JPG



Как вы думаете, знает ли вообще об их существовании мастер, который будет выполнять вам ремонт электронного блока на коленках, соблюдает ли он технологию? Для большинства людей все микросхемы и платы одинаковые - что там все же ясно: плата, элементы их держит припой… на самом же деле один только разновидностей плат существуют сотни, а исходя из их типа меняется и технология работы. Настоятельно рекомендуем вам обращаться не к крутым электронщикам или тем кто обещает починить за "3 рубля", а к тем кто точно ремонтирует данные неисправности и специализируется именно на этом типе боков. Хороший специалист без специализации тоже имеет высокий риск неудачного ремонта, а те кто обещают чинить за копейки учатся на вашей машине за ваши деньги, ремонтируют "на авось" и рискуют вашей безопасностью.  


Обращайтесь к профессионалам!






Назад к списку